Какой срок давности административной ответственности

Содержание

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Какой срок давности административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 – 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3.

Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, – со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

5.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.

1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.

2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 308-АД17-6447 по делу N А53-21705/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт непредставления заявителем в полном объеме сведений и документов в соответствии с запросом административного органа.

Ссылка заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1487/14, принятого по конкретному делу по иным обстоятельствам, отличным от рассматриваемого, допустимой не является.

В данном постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при расчете срока давности привлечения к административной ответственности исходил из двухмесячного срока, поскольку на момент совершения правонарушения, выразившегося в несоблюдении норм страхового законодательства, положения статьи 4.

5 не предусматривали иного срока давности привлечения к ответственности за такое правонарушение.

Постановление Верховного Суда РФ от 25.05.2017 N 31-АД17-9Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.

3 КоАП РФ, за нарушение обществом требований к раскрытию информации по управлению многоквартирными домами, находящимися в его управлении.

Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения общества к административной ответственности в порядке части 5 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.

При пересмотре постановления мирового судьи данное обстоятельство оставлено вышестоящими судебными инстанциями без правовой оценки.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 306-АД17-5463 по делу N А57-19395/2016Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как был установлен факт нарушения заявителем срока исполнения предписания уполномоченного органа.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-i/glava-4/statja-4.5/

Срок привлечения к административной ответственности: особенности и исключения

Какой срок давности административной ответственности

Административным правонарушением в нормативных актах РФ признается деяние, за которое предусмотрены разные виды ответственности. Избежать наказания можно в случае, если срок привлечения к административной ответственности истек.

Иными словами, у правоохранительных органов есть определенный период времени, в течение которого они могут привлечь нарушителя к ответственности. Он регулируется соответствующими нормами законодательства, которые имеют некоторые особенности и исключения.

Срок привлечения к административной ответственности

Административное правонарушение: определение и признаки

Административное правонарушение – противоправный поступок, который совершен физическим или юридическим лицом, и нарушает определенные нормы, зафиксированные в законодательстве.

Ответственность за подобные деяния регулируется нормативными актами об административных нарушениях РФ или законами, действующими на территории субъектов Российской Федерации.

Факт его совершения признается в следующих случаях:

  • гражданин осознавал противозаконный характер собственных действий и их результат, но не придавал им значения, желал или сознательно допускал наступление неприятных последствий, то есть совершил проступок умышленно;
  • нарушитель не предвидел, что его действия могут привести к неприятным последствиям или рассчитывал на их отсутствие, несмотря на то, обстоятельства свидетельствовали об обратном – в подобном случае принято говорить о неумышленном правонарушении.

Проступки административного характера имеют определенные признаки, которые отличают их от уголовных проступков

Следует отметить, что особых различий между умышленными и неумышленными административными правонарушениями нет – проступком может считаться как целенаправленная активность гражданина, так и полное его бездействие.

Для справки! Административные проступки и уголовные преступления имеют немало общих черт и одно ключевое отличие – в первом случае деяние лица не повлекло за собой опасных для общества последствий.

В качестве примера можно привести управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое регулируется и карается административным законодательством.

Если же нетрезвый водитель сбил человека, дело переводится в уголовное поле.

Правонарушением могут быть признаны как активные действия, так и полное бездействие гражданина

Административные правонарушения: виды, классификация, особенности

Админпроступками могут быть признаны целый ряд деяний, которые кодекс объединяет в определенные группы. Классификация позволяет физическим и должностным лицам ориентироваться в особенностях законодательства и определять проступки, за которые нарушившего закон гражданина могут привлечь к ответственности.

Классификация и виды противоправных деяний административного характера регулируются кодексом законов РФ

Таблица. Группы, признаки и особенности административных проступков

Группа правонарушенийПризнаки и особенности
Посягательство на права гражданНарушения законов, которые связаны с гражданскими правами человека: свобода религии, волеизъявления, права на труд, неисполнение родительских обязанностей
Посягательство на здоровье граждан и общественную моральНелегальное занятие медицинской практикой, распространение опасных заболеваний, нарушение санитарных и эпидемиологических норм, проституция, употребление наркотических препаратов
Незаконные действия, касающиеся охраны собственности, частной или государственнойСамовольное или нелегальное использование земельных участков, уничтожение объектов, находящихся под охраной, нарушение авторских и патентных прав
Нарушения, связанные с охраной природы и окружающей средыНарушение законодательных норм при использовании природных ресурсов, сокрытие или искажение важной информации, касающейся экологической обстановки
Промышленные нарушения, несоблюдения законодательства, касающегося строительства и энергетикиНесоблюдение правил безопасности в промышленности, области строительства, использования электро- или теплосетей, нарушения требований, зафиксированных в соответствующих нормативных актах
Правонарушения, касающиеся сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностиНарушение правил, связанных с заболеваниями животных, борьбой с вредителями, охраной особых объектов
Противоправные действия на транспортеДеяния, повлекшие за собой угрозу безопасности движения любых видов транспорта со стороны лиц, которые управляют автотранспортными средствами, или пассажиров
Нарушения в сфере дорожного движенияНесоблюдение правил ПДД, вождение в нетрезвом виде или без надлежащих документов, управление незарегистрированными транспортными средствами, невыполнение требований сотрудников ГИБДД
Правонарушения, связанные с передачей и получением информацииНарушения установленных законодательством норм хранения, защиты, использования и разглашения информации, самовольное изготовление радиоэлектронных и высокочастотных устройств
Нарушения законов и правил предпринимательской деятельностиВедение предпринимательской деятельности без регистрации, незаконная торговля, несоблюдение санитарных норм или требований к качеству продукции, обман потребителей, нарушения законов банковской и кредитной деятельности
Противозаконная деятельность в области налоговой и финансовой деятельностиНезаконные действия и несоблюдение правил, связанных с налогами, ценными бумагами, бухгалтерской отчетностью
Правонарушения в таможенном делеНезаконный перевоз товаров, нарушение правил декларирования и таможенного оформления
Посягательство на институты государственной властиОтказ от выполнения законных требований органов власти: Совета Федерации, Государственной Думы, судей, судебных приставов, прокуроров, следователей, нелегальное использование государственных символов
Посягательство на целостность государственной границы РФНезаконное пребывание граждан на территории страны, нарушения пропускного режима в пограничных зонах, неповиновение лицам, охраняющим границу
Действия, направленные против порядка управленияСамоуправство, неподчинение сотрудникам полиции, уголовно-исполнительной системы или другим должностным лицам, невыполнение предписаний госорганов, потеря, порча или другие противозаконные действия с документами гражданина
Посягательство на общественный порядок и безопасность гражданМелкое хулиганство, нелегальное проведение митингов и демонстраций, ношение запрещенной атрибутики, несоблюдение правил регистрации и ношения оружия, распитие алкогольных напитков в общественных местах
Правонарушения, связанные с воинским учетом гражданНесоблюдение правил постановки на воинский учет и всех законодательных норм, связанных с ним

Это далеко не полный перечень противоправных деяний, которые относятся к админпроступкам и подлежат наказанию. Административные правонарушения и ответственность – особые процессуальные понятия, которые определяются соответствующими органами и должностными лицами.

Кроме того, проступки административного характера можно условно поделить на легкие, средние и тяжелые, что определяется в зависимости от их последствий.

Внимание! Наказание за административные проступки, которые носят региональный характер, может регулироваться не общим кодексом, а нормативными актами субъектов Российской Федерации, поэтому последствия для нарушителей могут быть разными.

Ответственность и наказание

Наказание за административные проступки в отличие от деяний, зафиксированных в уголовном кодексе, является предупредительной, а не карательной мерой воздействия.

К ответственности, согласно законодательству, могут быть привлечены лица старше 16 лет вне зависимости от гражданства, социального положения, рода деятельности или других факторов.

Если правонарушитель не достиг соответствующего возраста, ответственность за его действия ложится на плечи родителей или законных опекунов.

Наиболее распространенное наказание за мелкие и средние административные проступки — штраф

Подробнее о возрасте наступления административной ответственности, а также о наказаниях, используемых для несовершеннолетних, вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Существует несколько видов наказания, причем конкретные санкции определяются в зависимости от тяжести проступка, степени вины гражданина и последствий его деяний.

  1. Предупреждение. Самый легкий вид наказания, которое по сути представляет собой выговор и предупреждение о том, что при повторном проступке к гражданину будут применены более строгие меры. Выносится в форме документа с подписью и печатью должностного органа.
  2. Штраф. Наиболее распространенный вид санкций за большинство правонарушений – с виновного стягивается определенная сумма, которая идет в пользу государства. Сумма штрафных санкций прописывается в законе, но может меняться и устанавливаться в индивидуальном порядке.
  3. Конфискация. Конфискации подлежит предмет или орудие, с помощью которого был совершен проступок. Подобное наказание назначается исключительно в судебном порядке.
  4. Лишение определенных прав. Обычно этот вид наказания распространяется на автовладельцев, которые нарушают правила дорожного движения – они подлежат лишению водительского удостоверения на определенный срок.
  5. Арест. Задержание и временное лишение свободы гражданина, совершившего правонарушение, назначается судом, а максимальный срок изоляции обычно составляет 15 суток.
  6. Общественные работы. Правонарушителя, совершившего административный проступок, могут привлечь к выполнению общественно полезных работ во время, свободное от основной деятельности.
  7. Выдворение. Иностранцы, которые находятся на территории РФ нелегально или нарушают законодательство страны, могут быть выдворены за ее пределы.
  8. Приостановление деятельности. Наказание, которое касается лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – за административные проступки их могут лишить возможности работать на срок не более 3 месяцев.

Максимальный срок административного ареста составляет 15 суток, но в некоторых случаях он может быть продлен

Подробнее о том как происходит привлечение к административной ответственности вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Если проступок был незначительным и не повлек за собой каких-либо неприятных последствий, наказание может отсутствовать – в таких случаях должностные лица обычно ограничиваются устным предупреждением или беседой. Следует отметить, что в законодательство регулярно вносятся изменения, поэтому наказание за определенный проступок и срок давности могут меняться.

Административный штраф

Ответственность и срок давности

Согласно законодательству, срок давности, на протяжении которого гражданин можно привлечь к ответственности за административный проступок, составляет два месяца. Если дело рассматривается в судебном порядке, то он увеличивается до 3 месяцев.

Иными словами, если нарушитель не получил наказания на протяжении этого периода, наказать его будет невозможно. Из этого правила существуют исключения, которые обычно касаются проступков, которые повлекли или могли повлечь за собой тяжелые последствия.

Срок давности зависит от тяжести и категории правонарушения

Если действия повлекли за собой ущерб здоровью других лиц (легкое или средней тяжести) срок давности увеличивается до года.

Аналогичный период устанавливается в случае вождения в неадекватном состоянии (после употребления алкоголя или запрещенных средств), нарушения патентного, бюджетного, валютного, антимонопольного законодательства.

Полный список противоправных действий, за совершение которых назначен срок давности в 1 год, перечислен в статье 4.5 Кодекса административных правонарушений РФ.

Самыми тяжелыми административными проступками считаются те, которые связаны с коррупцией

Срок привлечения лица к ответственности за административный проступок исчисляется со дня, который следует за датой совершения проступка или установления данного факта.

Приостановление возможно только в том случае, когда обвиняемый гражданин проживает в другом регионе и дело должно рассматриваться по месту жительства.

Период бюрократических процедур, передачи и поступления материалов из одного территориального органа в другой, в этом случае исключается из срока давности.

Важно! Особый статус имеют незаконные действия, связанные с коррупцией – в случае их совершения срок давности может быть продлен до 6 лет.

Можно ли смягчить наказание

Смягчить наказание за административный проступок или вообще избежать его можно в случае признания своей вины и добровольного сообщения о правонарушении в соответствующие органы. Если ранее гражданин не совершал противоправных деяний и раскаивается в совершенном, ему обычно назначают минимальное наказание.

Признание вины и раскаяние может смягчить административное наказание

Ожидать окончания срока давности административного проступка в надежде избежать наказания не стоит. Подобные действия могут усугубить положение виновного и повлечь за собой дополнительное наказание, а если гражданин совершит похожее правонарушение в будущем, к нему могут быть применены серьезные санкции.

— Административное правонарушение: понятие, состав

Источник: https://yr-expert.com/srok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti-osobennosti-i-isklyucheniya/

Давность привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

Какой срок давности административной ответственности

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, составляет два месяца, а по делам, рассматриваемым судьями, — три месяца .

В виде исключения из этого правила за наиболее грубые нарушения безопасности дорожного движения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения, ныне установлен специальный давностный срок, равный одному году.

Для разных по характеру деяний различна и точка отсчета срока давности привлечения к административной ответственности. Для простых одномоментных правонарушений началом течения данного срока является день совершения правонарушения.

При длящихся административных правонарушениях этот срок начинает исчисляться иначе — со дня обнаружения правонарушения. Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).

———————————

Подчеркнем, что указанный срок распространяется лишь на те дела, которые рассматриваются в судах по первой инстанции в соответствии с их компетенцией, определенной в ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП, и не касается случаев рассмотрения судами дел по жалобам и протестам на постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях.

https://www.youtube.com/watch?v=SDu0P0_zo7A

В числе длящихся административных правонарушений в области дорожного движения без труда могут быть названы такие, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.

1 КоАП); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.

3 КоАП); управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (ст. 12.5 КоАП); управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.

7 КоАП); управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП), а также перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов с нарушением установленных правил и норм (ст. ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП).

Распространяется ли порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП, на сроки давности привлечения к административной ответственности?

Порядок исчисления сроков, установленный в ст. 4.8 КоАП РФ, распространяется только на процессуальные сроки, предусмотренные КоАП РФ, к которым срок давности привлечения к административной ответственности не относится.

Какой день следует считать датой начала и окончания установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, если правонарушение совершено, к примеру, 10 октября, — 9, 10 или 11 января?

КоАП не содержит нормы, определяющей порядок исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. По общим правилам исчисления сроков датой начала его течения является день, следующий за днем совершения правонарушения.

Днем окончания срока, исчисляемого месяцами, считается последний день месяца срока. Срок, исчисляемый годами, истекает в последние месяц и число соответствующего года срока.

Таким образом, если административное правонарушение совершено 10 октября, то днем окончания трехмесячного срока давности следует считать 10, а не 9 или 11 января .

———————————

Официальное разъяснение по этому вопросу см. в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2005 г. // БВС РФ. 2006. N 5.

Какой день следует считать датой истечения срока давности привлечения к административной ответственности, если его окончание приходится на нерабочий день?

В системе действующего законодательства срок давности привлечения к ответственности по своей правовой природе является самостоятельным правовым институтом, отличающимся от таких институтов, как процессуальные сроки и срок исковой давности. Единственное, что их объединяет, так это общее понятие «срок».

Из этого следует, что срок давности не является ни разновидностью процессуальных сроков, ни разновидностью срока исковой давности. Поэтому к нему неприменимы нормы других институтов, регулирующие, в частности, вопросы об окончании и восстановлении срока, т.е. срок давности является пресекательным .

Следовательно, если истечение данного срока приходится на выходной или праздничный день, то день его окончания не переносится на следующий за ним рабочий день.

———————————

Данные положения нашли свое отражение в практике Европейского суда по правам человека. Так, в решении по делу «Коэм и другие против Бельгии» «Coeme and others v. Belgium» (ECHR 2000-VII — (22.06.

00) § 146) содержится указание на то, что «давность может определяться как право, предоставляемое законом лицу, совершившему преступление, больше не быть преследуемым или судимым после истечения определенного срока с момента совершения деяний».

В этом же решении Суд сформулировал основополагающую правовую позицию, согласно которой сроки давности являются общей чертой правовых систем договаривающихся государств, имеют много целей, среди которых — гарантирование правовой защищенности путем установления срока для действий и воспрепятствование посягательству на право на защиту, которое могло бы быть скомпрометировано, если бы суды выносили решения, доказательственная база по которым была бы неполной в силу истекшего времени.

В каких случаях течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается?

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается только в одном случае — при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства.

Каким образом следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности в случае его приостановления?

Приостановление давностного срока начинается со дня удовлетворения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Допустим, административное правонарушение было совершено 29 марта, определение об удовлетворении ходатайства правонарушителя о направлении дела на рассмотрение по месту его жительства мировой судья вынес 15 апреля, а на судебный участок мирового судьи, уполномоченного рассмотреть данное дело, материалы поступили 17 июля. В этом случае трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается на 92 дня (с 15 апреля по 16 июля включительно). Следовательно, датой истечения данного срока будет считаться 29 сентября.

Аналогичный подход к исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности реализуется и в практике Верховного Суда РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Пряжинского района Республики Карелия от 05.07.

2010, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением заместителя председателя областного суда, Ж. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.

8 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.

Рассмотрев надзорную жалобу Ж., первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ установил, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 26 марта 2010 г.

При рассмотрении дела мировым судьей судебного участка Олонецкого района Республики Карелия Ж. заявил ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства. Определением мирового судьи от 2 апреля 2010 г.

данное ходатайство было удовлетворено, дело направлено мировому судье судебного участка Пряжинского района и, согласно штампу на сопроводительном письме, поступило к нему 23 апреля 2010 г.

Таким образом, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП, на момент его совершения был приостановлен на 21 день (со 2 по 22 апреля 2010 г. включительно) и истек 16 июня 2010 г. .

———————————

Источник: https://pravo163.ru/davnost-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti-za-pravonarusheniya-v-oblasti-dorozhnogo-dvizheniya/

Новости

Какой срок давности административной ответственности

Согласно пункту 6 части 1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.

5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности (за отдельными исключениями, по истечении двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения).

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

В случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 ст. 30.6, часть 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 ст. 24.5 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой ст. , начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом также следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 ст. 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не выносит какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

Источник: https://procrf.ru/news/289968-prokuror-razyyasnyaet-sroki-davnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.